Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.07.2024, 10:23

МБОУ СОШ № 2 п. Добринка

Меню сайта

работаем по новым стандартам

Зиброва Г.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Добринка (статья для газеты "Добринские вести")
 
РАСТИМ ГРАЖДАНИНА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения
в готовом виде, можно и притупить его природные
творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».
А. Дистервег
 
            С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, не осталась в стороне и наша школа. В связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития». В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Мы стараемся организовывать его по законам проведения научных изысканий, стремимся строить урок как самостоятельный творческий поиск. И обучение получается не репродуктивным, а творческим. Деятельность первоклассника на уроке - увлечение, заинтересованность, пробуждение жажды познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен новым образовательным стандартом. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий ( УУД ), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель - группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
         Работу в группах в первом классе я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
          Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения группового задания у первоклассников уже формируются универсальные учебные действия в различных сферах: личностные (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативные (участие в диалоге), познавательные (узнают новое), регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали). Но пока ещё, для нас, учителей начальных классов, остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но мы понимаем, формирование УУД невозможно, если образовательный процесс будет организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…     
           Сегодня меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
          А одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом, не должны оставаться в стороне и родители. Учитель и родитель, их отношение к учебному процессу, их творчество и профессионализм, их желание раскрыть способности ребенка - вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. 
...
  • Результаты независимой оценки качества работы образовательных организаций Липецкой области
  • Форма входа
    Поиск
    Архив записей

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz